14 июня исполняется 100 лет Владимиру Солоухину
Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский и советский поэт, писатель и видный общественный деятель, яркий представитель так называемой деревенской прозы стал первым, кого после смерти отпевали в еще даже недостроенном Храме Христа Спасителя. В своём слове на отпевании патриарх Алексий II сказал о писателе: «Он всей душой любил Россию, землю Русскую, был настоящим христианином, который первым напомнил обществу о наших духовных, нравственных корнях, о необходимости вернуться к вере. Старшее поколение хорошо помнит, как «Письма из Русского музея» Солоухина буквально всколыхнули русскую общественность, напомнили всем о наших святынях, от которых народ был насильственно отторгнут…». За что же был удостоен такой чести, таких высоких слов этот самобытный и оригинальный, но «неудобный» человек?
Тонкий лирик и неистовый обличитель, истинный коммунист и рьяный монархист, искренний русский патриот и большой любитель путешествий по загранице. В 1951 году Солоухин окончил институт, вступил в ряды КПСС и устроился разъездным корреспондентом в журнал «Огонёк», которым в ту пору руководил Алексей Сурков. По заданию редакции Солоухин объездил всю Россию, включая районы Крайнего Севера. Работая над очерками для журнала, он не оставлял литературных занятий, впечатления от поездок находили отражение в его творчестве. Первый опубликованный сборник поэта «Дождь в степи» (1953) вызвал несколько печатных откликов.
По-настоящему замеченным публикой произведением Владимира Солоухина стала лирическая повесть «Владимирские просёлки», изданная популярным журналом «Новый мир» (1957). По сути, это были путевые заметки, сделанные автором во время сорокадневного путешествия, где пешком или на лошади, а где – немного на автомобиле и даже на колёсном (!) пароходе, по своей малой родине – Владимирской области.
Форма повествования отличалась обнажённой исповедальностью, как отмечали критики, что не было свойственно ни одному русскому писателю того времени. Собственно, эти свойства – открытость и откровенность – присущи всей солоухинской литературе. Произведения «Мать-мачеха» (1963), Приговор» (1975), «Прекрасная Адыгене» (1976), «Последняя ступень» (1976) по-своему автобиографичны. Главной книгой писателя стал роман-исповедь «Последняя ступень», который сам автор называл своим духовным прозрением. Он писал роман долго: начал в начале 1960-х годов, а закончил уже в 1976 году. Издан же он был только 1995 году. Правда, одна из глав («Читая Ленина») в 1989 году была опубликована издательством «Посев» в Германии — и моментально оказалась в СССР, став предметом горячей общественной полемики.
Солоухин предлагал пересмотреть взгляд на фигуру вождя революции в истории России, выдвинув тезис о том, что сталинщина с её репрессиями была закономерным продолжением ленинской политики. В середине 1980-х годов В. А. Солоухин вместе с супругой и при участии обеих дочерей взялся за восстановление родного дома в Алепине. После реконструкции все летние месяцы семья проживала в этом доме и дружно занималась посадками на приусадебном участке.
Владимир Солоухин скончался в 1997 году и похоронен был на кладбище своего родного села. А в 2021 году в Алепино был создан мемориальный музей писателя, директором которого стала Елена Солоухина, старшая дочь писателя.
С творчеством писателя можно познакомиться, обратившись в Центральную районную библиотеку. Мы предложим читателям «Собрание сочинений Владимира Солоухина в четырёх томах», а также отдельно изданные произведения.