Кому не знакомо яркое, нарядное исусство Хохломы! Ложки и миски, солонки и чаши, карандашницы и стульчики – что-нибудь обязательно найдётся в каждом доме. Искусству этому уже более 300 лет, а оно, как и раньше, остаётся самым известным, доступным и любимым народным промыслом. России. Родилось искусство Хохломы в середине 17 века, в крестьянском быту заволжских деревень Сёмино, Новопокровское, Хрящи, Кулигино, а к концу 19 века им занимались уже почти что в 150 окрестных деревнях. Название промысла связано со старинным торговым селом Хохлома, куда из окрестных деревень свозили на продажу росписную посуду. Как же создавалась хохломская посуда? Изготавливали посуду из хорошо просушенного дерева — легкой мелкослойной липы, берёзы, осины (или клёна, если речь шла о ложках). Изделия просушивали, а затем грунтовали жидко разведённой глиной; называлась эта техника «вапленье» (от слова «вап»-«краска», а владевшие ею мастерицы – «вапленицы»). Потом, следовала вгона – смазка сырым льняным маслом, ошкуривание, шлифовка и покрытие тремя-четырьмя слоями сваренного масла, т.е. олифы.. Последний слой олифы просушивали не до конца, чтобы лучше ложилась полуда – оловянный порошок, пришедший на смену серебру. Все эти операции вапленицы и лачильщицы совершали вручную. Наконец, сверкающая металлом гладкая посуда попадала в руки красильщика – мастера росписи, орудовавшего кистью с длинным и упругим волосом, которая сочно напитывалась жаростойкими масляными красками. Кисть хохломской мастер держит легко. Почти на сжимая её, свободно и плавно всеми пальцами. Одновременно другая рука поворачивает предмет навстречу кисти. Окончив роспись изделия вновь просушивали, покрывали лаком и ставили на длинных досках рядами в большую печь с высоким сводом. Загруженная печь пллотно закрывалась. Там притемпературе 270-300 градусов лак приобретал янтарный оттенок, и покрытый им серебристый металл становился похож на золото. По приемам письма хохломская роспись делится на два основных типа. Ближе к истокам промысла «верховая роспись», которая чаще всего наносится чёрной и красной красками поверх метализированного фона, приобретающего цвет золота после закалки и просвечивающегося сквозь орнамент. Этим приемом исполняются и геометрические, и растительные узоры, такие как «травка», «древко», «под листок». При росписи «под фон» напротив, золотистый орнамент располагается поверх чёрного или цветного, чаще красного фона. Мастер сначала наводит кистью контуры мотивов, потом делает «отписку», закрашивает фон и прорисовывает штрихом детали узора. При окончательной отделке росписи добавляются травяные приписки – мелкие узоры из трав, листьев и ягод. После закалки золотой цвет приобретает не фон, а орнамент.Сегодня эта техника росписи пользуется колоссальной популярностью, как у художников, так и у дизайнеров интерьеров. Ей не только расписывают посуду, предметы мебели, но и стены, элементы декора, всевозможные аксессуары и сувениры. Несмотря на преобладание темных тонов, хохлома смотрится очень богато, ярко и эстетично. Эта техника позволяет создавать настоящие произведения искусства из обычной посуды, мебельных каркасов и аксессуаров. Именно она привносит в интерьер ноты таинственной старины и домашнего уюта. Более того, хохлома является замечательным способом сращивания дизайна интерьера с символикой русской старины. Роспись интуитивно ассоциируется с древнейшим народным промыслом и придает интерьерам и предметам кухонной утвари особый шарм
Познакомиться с исусством холомской росписи помогут книги. Предлагаем вашему вниманию книги из фонда Центральной районной библиотеки.