«Российский  фарфор»

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию цикл публикаций, посвященный народным промыслам  России. Публикации познакомят вас с историей возникновения промыслов и предлагают литературу по теме, которой располагает фонд центральной районной библиотеки.

«Российский  фарфор»

Фарфор ещё несколько столетий назад был настолько редким и дорогим материалом, что по праву назывался «белым золотом». Изготовленная из него посуда, украшения, статуэтки, бюсты, пепельницы и другие милые вещицы считались символом богатства и высокого статуса. И всё из-за того, что в Китае секрет получения фарфора много веков держался в строжайшем секрете от иностранцев. Зато когда он попал в руки европейских мастеров в 18-ом веке, они подарили миру изысканные фарфоровые статуэтки. А в России этот материал появился благодаря Д. И. Виноградову – талантливому химику. На основе научных изысканий им был раскрыт многовековой секрет состава фарфоровой массы и на «Невской порцелиновой мануфактуре»  налажен технологический процесс производства, благодаря чему в конце  1740 годов были получены образцы настоящего фарфора. После длительных экспериментальных поисков в 1748 году ему удалось получить настоящий фарфор. С этого времени началось производство отечественной посуды из «белого золота», а через два года, табакерок и других элементов декора. Они помечались клеймом Виноградова – латинской буквой «W». Большое историческое и художественное значение имеют хранящиеся в Эрмитаже уникальная чашечка и табакерка в золотой оправе, помеченные кобальтовым знаком «W». В 1756 году был исполнен  первый отечественный сервиз. Это  «Собственный» обеденный сервиз  императрицы Елизаветы Петровны.На основе открытия Виноградова в России, в 18 веке появляются  частные фарфоровые фабрики, из которых большое значение имела  фабрика Гарднера, основанная в 1766 году в подмосковном  селе Вербилки. Ранний гарднеровский фарфор отличался декоративностью, сочностью росписи, исполненной, однако  под влиянием  мейсенского фарфора 18 века.В первой половине 19 века появилось несколько десятков частных фарфоровых фабрик, основанных с коммерческими целями. Большинство  из них находилось в подмосковном Гжельском районе, богатом  месторождением природных высококачественных каолинов. Художники частных заводов воплощали в своих произведениях образы простого народа, подчёркивая его национальные черты. Необычным разнообразием отличалась продукция завода Попова, выпускавшаяся с учётом вкусов покупателя. Товар попроще и подешевле  продавался в посудных лавках и на ярмарках. Дорогой изысканный фарфор выполняли по частным  заказам, возили в Москву и Петербург. Интересен фарфор завода  А. Миклашевского с его усложненными формами и обилием  лепных деталей. К концу 19 века в производстве русской керамики на первое место выдвигается акционерное товарищество М.С. Кузнецова – крупного промышленника, сосредоточившего в своих руках многие фарфоро- фаянсовые заводы. С середины 18 века русский фарфор не уступал по качеству и эстетике европейскому и китайскому. С приходом революции 1917 года царские фарфоровые мануфактуры временно не работали. Национализированный народом изящный промысел ассоциировался с буржуазной культурой. Но к началу 20-х годов появились новые, пролетарские культурные изложения фарфорового искусства и Императорский фарфоровый завод, переименованный в ЛФЗ — ленинградский, заработал в полную силу. Знаменитые гарднеровские мануфактуры (Вербилки) были переименованы в Дмитровский фарфоровый завод.Сегодня коллекции советского фарфора 20-30-х годов весьма востребованы. Ярким явлением русского искусства этого времени стал агитационный фарфор. Он воздействовал на народное сознание не хуже плаката. Изделия из фарфора стали экспортной продукцией молодой Советской республики и нашли своих собирателей в разных странах. Позднее советский фарфор отображал, словно летопись, важные вехи истории СССР: Индустриализация (1927), коллективизация (1929) и культурная революция (1929-1930). Все это отразилось и на скульптуре, и на бытовом фарфоре, а также на изделиях по спецзаказам из Кремля

Особо ценный советский фарфор представлен вазами. Советские фарфоровые вазы 30-х-50-х годов, изготовленные к торжественным событиям и знаменательным датам, считались ценнейшими подарками. Художник С.Е. Яковлева создавала фарфоровые вазы на основе восточных образцов. Среди последователей русского ампира наиболее известны имена художников А.А. Стрекавина и Э.М. Криммера. Когда-то советские фарфоровые статуэтки Дмитровского фарфорового завода (Вербилки) 40х-50х гг. — пастушки, балерины, спортсмены, крестьяне за сбором урожая, фигурки мышей с зерном — были забавным, повседневным декором почти каждого советского жилища. Сегодня советские фарфоровые изделия, каждое из них, – своеобразный памятник минувшему времени.

В фонде редкой книги Центральной районной библиотеки находится уникальное издание 1950 года «Русский художественный фарфор», посвященное истории русского фарфора и его основателям.  Русскому фарфору посвящена  памятка «Русский фарфор в собрании Государственного Эрмитажа».

Дата обновления страницы: 24.11.2022

Объявления
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930