Владимир Андреевич Фаворский

Он превращал книги в шедевры 14 марта день рождения  Владимира Фаворского 

Владимир Андреевич Фаворский – русский, советский художник, мастер ксилографии, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства, родоначальник московской школы графиков. Родился в Москве в 1886 году в семье юриста; мать его, С. О. Шервуд, была художницей. Учился в школе-студии К. Ф. Юона (1903–1905), а также в частной академии Ш. Холлоши в Мюнхене.

С 1905 занимался искусствоведением в Мюнхенском, а с 1907 – в Московском университете. Занимаясь с 1907 ксилографией, стал виртуозом торцовой гравюры на дереве. Термином «ксилография» называют один из видов печатной графики – печать с гравированной доски из дерева. На деревянной доске мастер вырезает изображение и на выпуклые части наносит краску. Затем он делает отпечаток на бумаге или другом материале. Мастер-гравёр  разработал особую теорию оформления книги, понимая книгу как целостный эстетический организм, «инструмент для чтения», в котором декоративное начало должно неразрывно сочетаться с функциональным.

С середины 1930-х годов он  чаще пользуется белым штрихом, активнее передающим светотень. Среди характерных работ второго периода – Сонеты У. Шекспира (1948), Р. Бернс в переводах С. Я. Маршака (1950), Слово о полку Игореве (1953), Борис Годунов (1956) и Маленькие трагедии (1961) А. С. Пушкина (за эти циклы Фаворскому была присвоена Ленинская премия 1962). Наследие художника Владимира Андреевича Фаворского довольно обширно, но большинство знают его как мастера книжного искусства. Фаворский разработал особую теорию оформления книги, в которой форма неразрывна с содержанием, одно перетекает в другое и взаимодействует, словом, живет.

Вся структура книги понималась им как пространственная динамика всех книжных элементов, отражающая литературный текст, всегда развивающийся во времени. Исходя из этого соотношения,  он и понимал книжную форму и все её слагаемые. У Фаворского все структурные элементы книги – глубоко содержательны, каждый из них имеет свои качества, свои достоинства, свои возможности. И это, в первую очередь, относится к страницам, к разворотам, — то есть, к основе книги. Вот эти-то  разные их свойства и превращают книгу из «безликого технического приспособления для чтения» в разнообразное и сложное явление человеческой культуры. Фаворский недаром сказал как-то об иных иллюстраторах: «Они делают иллюстрации, а я делаю книги».  И он постоянно стремился к тому, чтобы все слагаемые книжного организма были бы одновременно и значащими и действенными.

Одно из высших достижений Фаворского  и наиболее популярная из его книг – «Слово о полку Игореве».  Почти всю творческую жизнь плодотворно работал как педагог (преподавал в Высших художественно-технических мастерских – Вхутемас, был там ректором в 1923-1925, в Полиграфическом институте, Институте изобразительных искусств, Институте прикладного и декоративного искусства).  29 декабря 1964 года художника не стало. Владимир Андреевич Фаворский похоронен на Новодевичьем кладбище. В фонде Центральной районной библиотеки можно познакомиться с книгами, которые иллюстрировал художник.  Это, прежде всего, «Слово о полку Игореве», произведения  А.С. Пушкина, У. Шекспира и книги по искусствоведению  В. Фаворского.

Дата обновления страницы: 13.03.2024

Объявления
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930