«Искусство Жостова: цветы на подносе»

«Искусство Жостова: цветы на подносе»

Уже около двух веков  известны и популярны  расписные жостовские подносы. Букеты и гирлянды на чёрном лаковом фоне по праву считаются одним из наиболее ярких символов современного народного искусства. История жостовских подносов тесно связана с историей лаковой миниатюры села Федоскина.  Первоначально в Жостове, как и в Федоскине, создавались изделия из одного и того же  материала – из папье маше. В начале 1820-х гг. предприимчивая семья крестьян Вишняковых (крепостных графа Шереметева) из села Осташково наладили в соседнем Жостове производство лаковых табакерок.  Из ранних вещей первой жостовской мастерской дошли до нас лишь две шкатулки из папье–маше, подписанные литерами Ф.Ф.В. (Фабрика Филиппа Вишнякова). Ассортимент фабрики постепенно расширялся, и вскоре значительное место в нём стали занимать разнообразные подносы. Наряду с изделиями из папье-маше в Москве и Петербурге развивалось производство металлических расписных подносов. Сохранились подносы петербургской фабрики Якова Лабутина готической формы с золотыми завитками и птицами, порхающими среди пышных цветов. Первое упоминание о вишняковских металлических подносах мы находим в материалах петербургской выставки российских мануфактурных изделий 1839г. В перечне экспонатов, представленных Филиппом Никитичем Вишняковым, названы «выколоченные из жести картины, подносы, вазы, виноградницы, тарелочки…- всё под лаком с рисунками». Самым предприимчивым и впоследствии самым известным членом большой семьи Вишняковых стал Осип Филиппович (стал основателем династии), открывший свою мастерскую в 1825 году. Производство подносов стало быстро приносить прибыль. Популярностью пользовались цветочные композиции. Простые букеты из нескольких роз в окружении листьев украшали черные или красные подносы овальной и «гитарной»формы.Выкованные из тонкого листа железа они и стоили недорого. В конце 19 века в российских промышленных городах появилось множество чайных заведений, трактиров, поэтому спрос на такие подносы был неизменно высок. В современном Жостове пишут в основном традиционный букет, но появляются все новые и новые его варианты. Варьируются очертания, формы цветов и листьев, их ритмическая взаимосвязь, соотношение их с фоном по масштабу. Композиции решаются то спокойно-торжественно, то исполнены своеобразного движения и порыва, асимметрично расположенные цветы и веточки даны в свободных живых поворотах. Изображая цветы, мастера ищут все более разнообразные и одухотворенные очертания, повороты, формы.

В чём же своеобразие самобытной жостовской техники цветочной росписи? Сначала на матовую поверхность подноса наносят «подмалёвок»; пятна разбелённой краски – красной, жёлтой, зелёной. Посторонний глаз ещё не угадает в них форму будущего цветка. После просушки и снятия шероховатостей, оставленных кистью, поверхность подноса протирают маслом.  Затем тёмными, но прозрачными красками наносят основной рисунок, сквозь который просвечивается «подмалёвок». Цветок уже родился, но ещё недостаточно выпуклый. Наконец, художник смешивает непрозрачную краску с белилами и дотрагивается кистью до лепестков, создавая блик,  будто от яркого освещения. Теперь изображение приобретало объем, лепестки причудливо изгибаются, весь цветок раскрыт. Мастеру остаётся лишь обозначить тычинки и тонкой лёгкой линией «чертёжики» (беглым росчерком кисти) округлить, где нужно, лепесток или  заострить листик. Такая техника послойной  живописи с просвечивающими слоями краски восходит к классической масляной живописи 17 столетия. В Жостове она удивительным образом живёт и в наши дни. В центральной районной библиотеке о жостовской росписи расскажут книги.

Дата обновления страницы: 24.11.2022

Объявления
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930